Вызов последнего шага: встретишь Будду - убей Будду, встретишь патриарха - убей патриарха / おかえり、クロ
История
Японское слово «бонсай» переводят по-разному. Самое распространенное толкование — «дерево в плошке». В японском языке слово «бонсай» означает не просто карликовое растение, а искусство выращивания растений в изящной художественной форме на «подносе» или в невысоком горшке-плошке. Это миниатюрное растение, обычно не выше 1 м, в точности повторяющее облик взрослого дерева. Причем это не просто дерево, а старое дерево (чем старше, тем лучше), только маленькое. Иногда к дереву добавляют мох, камни и т. д., и воспроизводят в миниатюре кусочек природного ландшафта, целый микрокосм, в который так и хочется «войти», став маленьким человечком.
Создание бонсай требует внимательного отношения к природе, наблюдательности, художественного вкуса и терпения.
Бонсай был придуман, как утверждает легенда, императором династии Ханьшуй, который решил воссоздать копию своего великолепного сада, с его речками, холмами и деревьями. С тех пор и пошло это увлечение, которое постепенно перешло в Японию, и уже оттуда стало завоевывать весь мир.
Термин "бонсай" появился в Японии только в 1869 году, но само искусство выращивания миниатюрных растений в этой стране возникло более полутора тысяч лет назад. Истоки бонсай лежат в ещё более древней китайской традиции.
В Китае искусство выращивания миниатюрных деревьев на камнях получило название пенджинг, или пентсаи. Японцы переделали название на свой лад, и миниатюрные деревья стали называть бонсай. Заимствовав эту культурную традицию у Китая, японцы превратили бонсай в поразительное явление национальной культуры.
К моменту проникновения в Японию пенджингов из Китая японцы создавали сады для созерцания – «сима», то есть «острова». Это были стилизованные «фрагменты» моря с разбросанными по нему островами. Иногда художники с точностью копировали конкретную бухту, создавая пруды с центральным островом и несколькими мелкими островами. (Такой приём до сих пор используют для создания садов в восточном стиле) Иногда такие ландшафты создавали «всухую», расставляя камни по поверхности песка.
Японское преклонение перед природой, соединившись с идеями китайских художников, породили бонсеки («камни на подносе»): на поднос насыпали песок, а затем живописно расставляли по нему камни причудливой формы.
Первые изображения живых растительных миниатюр были обнаружены в эмакимоно – древних «свитках-картинках», изображающих «жития» буддийских святых. В свитке, датируемом 1309 годом, изображён «поднос» с низкими бортиками, его дно покрыто крупным песком и небольшими причудливыми камнями, на них установлены плошки с сосной и цветущей сливой. Рядом располагается бонсай трав из аира, подчёркивающие благородство старой сосны. Поодаль, в другой плошке, установлен камень и посажена трава.
Эти принципы лаконичного намёка на прекрасные природные ландшафты сохранились до наших дней, и используются всеми «бонсаистами» для демонстрации своих творений.
С конца XII века всё большую роль в жизни японского общества стала приобретать одна из сект буддизма – секта дзэн. Одним из принципов дзэн-буддизма являлся принцип равенства небесного, «божественного», и земного – «низменного» К концу XIV века дзэнская культура в значительной мере сделала бонсай «мирским» занятием.
Маленькие деревья-символы перестали быть храмовой святыней, а их выращивание – недоступным простым смертным священнодействием. Поэтому из монастырей и дворцов японских аристократов увлечение бонсай стало проникать и в дома самураев, а к началу девятнадцатого века стало уже общенациональным явлением, распространившись во все слои японского общества.
В это время миниатюрные деревца называли хачиноки – «деревья в мисках».
Большую роль в становлении этого искусства, как национального явления, сыграл император Мейдзи, который был талантливым поэтом и знатоком-экспертом бонсай. В годы его правления (1868–1912 гг.) выращивание бонсай возводят в ранг искусства, и появляется термин «художественный бонсай».
После страшного землетрясения 1923 года тридцать семей профессиональных художников бонсай переехали из Токио на северо-восток страны. Они поселились в лесном районе, на окраине города Омия. И в 1926 году там была создана национальная коллекция бонсай, а в 1927 году была организована первая публичная выставка живых произведений искусства.
«Деревня бонсай», Омия, постепенно стала мировым центром выращивания миниатюрных деревьев. Сюда приезжают любители искусства бонсай со всего мира. Особенно усилился поток посетителей после Второй мировой войны.
Прочные позиции в ряду других искусств бонсай завоевал после проведения в марте 1934 года Национальной выставки бонсай в Токийском музее изящных искусств, где обычно экспонировались уникальные художественные произведения.
Эта выставка, впервые проведённая обществом любителей бонсай Кокофу, стала ежегодной, и в современном мире это самая престижная и знаменитая выставка бонсай.
В 1934 году общество любителей бонсай Кокофу было преобразовано в Японскую ассоциацию бонсай.
Мировое общественное внимание миниатюрные растения впервые привлекли на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, где 50 экспонатов из Японии завоевали золотой приз. Они стали откровением для всего мира, впервые продемонстрировав искусство, воплотившее «аромат Японии».
Начиная с Олимпийских игр в Токио в 1964 году и Всемирной выставки в Осаке в 1970 году, где было представлено 1190 живых шедевров, бонсай начинает завоевывать сердца любителей прекрасного во всём мире.
Искусство бонсай сложное и требует очень много терпения, ведь надо вырастить миниатюрное растение, которое будет повторять облик взрослого. Нередко на создание такого деревца уходят десятки лет!!! Существует мнение, что, выращивая бонсай, над растением всячески издеваются, подвергают разнообразным лишениям. Это не так! Если растение слабое и больное, из него нельзя будет вырастить бонсай. Поэтому бонсай это нормально развивающееся растение, которое формируется в течение всей своей жизни.
Бонсай бывает абсолютно разных форм, главное условие - это напоминать форму взрослого дерева. Также различаются и размеры: от 5 до 120 см. Формировать их можно из различных растений, некоторые из которых, на первый взгляд, даже не подходят для этой цели.
Долгое время искусство бонсай в Японии считали исключительно занятием зрелых мужчин. Традиционно считается, что лишь после 40 лет мужчина может понять и почувствовать бонсай, как искусство, и достичь в нём совершенства.
Время вносит свои коррективы: теперь не только аристократы, не только мужчины, и не только в Японии выращивают свои бонсай или от избытка радости бытия, или в качестве лекарства от тяжкого давления жизни.
Многие современные любители бонсай и пенджинга утверждают, что их охватывает удивительное чувство покоя, когда они работают над своими деревьями. Все тревоги и стрессы уходят прочь, словно по мановению волшебной палочки.

Формирование бонсай
В качестве художественного эталона в бонсай выступает живая природа, поэтому мастер должен стремиться к тому, чтобы «растение на подносе» напоминало кусочек природы, кусочек ландшафта. В Японии сформировались условные стили и правила, следуя которым легче продвинуться вперёд, а также избежать грубых ошибок. Исправление же ошибок, буде оно вообще возможно, отнимет очень много времени в этом очень-очень неспешном искусстве.
Горшок-плошка, или контейнер, должен гармонично сочетаться с обликом растения. Это единственное требование. Мастера используют для выращивания даже плоские блюда или подносы и красивые камни.
Окончательную, близкую к совершенству, картину бонсай могут придать мох, камни, коряги. Пропорциональные растению декоративные добавки помогают создать определённое настроение, усиливают мотивы, задуманные в ландшафте.
Формирование бонсай – это и есть единственное средство приближения бонсай к недостижимому идеальному образу, родившемуся в душе мастера. Это жизнь самого бонсай.
Формирование – это общение мастера и растения, которое длится до тех пор, пока жив один из них.
Японское учение дзэн утверждает значимость восприятия не только предмета, но и пустоты (пространства), окружающей этот предмет. Именно поэтому японские мастера бонсай стремятся к гармонии пустых и заполненных пространств, пропорциональности объёмов ветвей и просветов. И сами ветви, и пространство между ними должны уменьшаться по мере приближения к вершине.
Сверхзадача, которую ставят перед собой при выращивании бонсай – добиться впечатления естественного и гармоничного образа дерева, воплощающего в себе постоянство и изменчивость, стабильность и движение.
Возраст деревца бонсай - один из ключевых его параметров, но, в отличие от точных характеристик (породы дерева, стиля, в котором оно сформировано, и линейных размеров), возраст бонсай бывает достаточно условным. Среди специалистов даже бытует понятие «возраст на вид», которое часто важнее для оценки дерева, чем его реальный возраст. Так и говорят: «Этой сосне на вид 150 лет», хотя на самом деле ей может не быть и 30. Умение «состарить» бонсай, придать ему черты дерева, видавшего виды, и составляет основу технической части этого неспешного и сосредоточенного занятия. Справедливости ради надо сказать, что бывают и по-настоящему старые бонсай, возраст которых порой достигает нескольких сот лет. В Японии такие живые реликвии передают в семьях из поколения в поколение, и стоят они, разумеется, немалых денег.
Что же в миниатюрном деревце убеждает нас в его, возможно, почтенном возрасте? Да те же черты, что и у настоящего старого дерева в природе или в саду: толстый, корявый, иногда наклонный ствол, низко и чаще всего горизонтально расположенные ветви, порой - различные повреждения и увечья, например дупла или сухие ветви в кроне. Добиваются этого самыми разными приемами: нещадной обрезкой, закручиванием ветвей проволокой, расщеплением стволиков, сдиранием коры и т. п. Звучит зловеще, не правда ли? Интерес к бонсай привел к распространению множества заблуждений и ложных стереотипов, согласно одному из которых дерево всю жизнь «мучают», не давая расти свободно. Но ведь никому не приходит в голову жалеть, например, помидоры, которые пасынкуют. При надлежащем уходе бонсай живут порой дольше, чем их сородичи «на свободе».
Бонсай можно сделать практически из любой древесной породы, несколько сот самых обычных видов деревьев подходят для того, чтобы усилиями мастера из них можно было бы выполнить бонсай, включая даже породы средней полосы. У каждой из них есть свои преимущества. Хвойное выглядит приблизительно одинаково в течение всего года; зато только листопадное деревце «переживает» времена года: сменяет зеленую окраску на яркую осеннюю, зимой радует взгляд прозрачным силуэтом ветвей, а весной вновь покрывается свежей зеленью.
Сделать бонсай из карликового или медленно растущего растения очень сложно - действительно придется ждать всю жизнь. Чем интенсивнее рост дерева, тем скорее оно скомпенсирует «хирургическое» вмешательство мастера: зарастут срезы и следы от проволоки, быстрее сформируются распростертые ветви, увеличится диаметр стволика и даже легче будет исправить ошибки, если такие допустит новичок в этом деле.
По этой же причине и уход за бонсай должен быть достаточно интенсивным и регулярным. Да, рост корней деревца сдерживается, как правило, объемом плошки, но все же это его отдельная «жилплощадь», и в остальном растение не должно терпеть никаких лишений: небольшой объем почвы быстро пересыхает, поэтому для бонсай важен обильный и частый полив. При таком режиме полива из почвы вымываются питательные вещества, поэтому не менее важно для бонсай и регулярное удобрение. Обрезки и прочие физические воздействия для формирования дерева требуют определенных навыков. Важно лишь, чтобы все операции были точны, осмысленны и доведены до конца.
Один из символических смыслов искусства бонсай - непокорность слепым и не ведающим справедливости силам природы, крепость духа, стойкость перед ударами судьбы. Говорят, что в выращивании бонсай добивается успеха только тот, кто обладает внутренним стержнем, благожелательностью, мудростью, не говоря о настойчивости, последовательности и терпении. Бонсай учит наблюдательности, воспитывает вкус и обостряет чувство гармонии. Маленькое деревце способно открыть человеку внутренний взор: простое наблюдение за физическим объектом превращается в созерцательность - способность видеть глубже. Самое сложное в искусстве бонсай - совсем не приемы формирования деревца, которые можно освоить, почитав соответствующую литературу и немного потренировавшись, и не уход, в принципе сводящийся к стандартному набору операций. Самое сложное - как раз видение, точнее - предвидение. Мастер-бонсаист должен на годы вперед представлять себе «план» развития деревца, но и это еще не все. В отличие от скульптора, которому нужно от глыбы мрамора «просто отколоть все лишнее», творец бонсай не должен забывать, что перед ним - живой организм, растение, в самом названии которого заложена его уникальная особенность - непрерывность роста.
Бонсай никогда не бывает окончательно «готов» и, даже достигнув эстетического совершенства, не перестает меняться, а значит, требует не меньшего (если не большего) внимания к себе со стороны обладателя. Его по-прежнему нужно будет пересаживать раз в несколько лет, все также «отрезать лишнее», сохраняя заданный стиль и форму кроны, но не забывать и о том, что время от времени нужно позволить появиться новой ветви и вовремя задать ее направление, что с увеличением кроны должна, хоть и медленно, развиваться корневая система, а значит, со всей серьезностью нужно будет подойти к выбору новой плошки.
Несмотря на ярко выраженный национальный характер искусства бонсай, оно все более интернационализируется. Вместе с тем непреходящий интерес западного мира к восточным культурам, все усиливающиеся глобалистические тенденции и взаимопроникновение цивилизаций приводят к тому, что доселе экзотические для Запада элементы эстетической и предметной среды, и бонсай в их числе, становятся все более приемлемыми, понятными и даже уместными. Образованный европеец теперь способен «прочесть послание», которое несет в себе бонсай. Миниатюрное деревце в квартире или ином пространстве, решенном в европейском духе, уже не кажется чем-то исключительным и не требует особого дизайнерского обоснования.

Бонсай в интерьере
Бонсай, обладающий для японцев глубокой, исторически сложившейся, многозначностью, доступен для понимания на одном уровне каждому, но, по сути, каждое произведение этого искусства адресовано посвящённым, владеющим его глубинным смыслом, который высказан в бонсай на особом, понятном далеко не всем языке образов-символов. Это очень сложная, присущая японской культуре, символика геометрических форм и чисел. Тем самым, бонсай словно включает вас в некое интимное духовное братство.
Искусство бонсай принципиально противостоит поверхностным, а потому ложным, лишённым истинного смысла, связям с массами людей, оно по природе своей диалогично, обращено к «своему» зрителю, который поймёт его с полуслова.
Миниатюрное дерево зримо представляет национальные мировоззренческие концепции. Это и мировое дерево, и его ипостась – гора, и чаша – символ учения, а ствол и ветви – целое и часть целого.
Дерево и его ветви считаются в буддизме ритуально чистыми. Буддийский культ дерева Бодхи, под которым, согласно преданию, Будда Шакьямуни достиг просветления, во многом предопределил не только особенности структуры, но и глубинный символизм бонсай.
Буддийская святыня, называемая пасана-ведика, представляет собой дерево Бодхи, обнесённое каменной оградой; в широком смысле эта святыня являлась прообразом для создания бонсай.
В буддийской мифологии, которая была активно воспринята в Японии, верховный правитель выступает в роли строителя святилища с садом, в котором растёт дерево жизни. Весь мир – это сад Будды, а правитель в нём – садовник. Выращивая бонсай, японец чувствовал себя могущественным, словно император.
С деревом у японцев связан также культ женского божества (или супружеской пары), порой в легендах это божество считают дочерью дерева; важную смысловую нагрузку в этом культе несёт, в частности, расщепление в стволе, или дерево с раздвоенным стволом.
Треугольник во всех его вариантах является важнейшей геометрической формой в бонсай. Треугольник символизирует плодоносящие силы матери-земли; гору; священную буддийскую гору Сумеру (яп. Сюмп сан); троицу, триаду (Небо, Земля, Человек), трикайя – три тела Будды (самбхогакайя, нирманакайя, дхармакайя); рождение – жизнь – смерть; тело – ум – душу. Треугольник, вписанный в квадрат, олицетворяет божественное и человеческое, небесное и земное; треугольник внутри круга выражает идею троичности в едином.
Для культур дальневосточного региона гора является наиболее распространённой трансформацией мирового дерева; это образ мира – гора, чаще всего с деревом на вершине, или гора, покрытая лесом или садом. Наверху пребывают боги, внизу – духи земли, в середине – человек.
Подобным же образом членится структура бонсай и осмысляется значение трёх его уровней (верхнего, среднего и нижнего).
Образ горы определяет не только форму бонсай, но и опыт его восприятия: взгляд, созерцающий бонсай, должен скользить снизу вверх, как и при взгляде на гору: от её подножия к вершине.
Структура бонсай, выращенного по правилам средневековой культуры, соотнесена с макромиром. В нём дан реальный образ внутреннего единства духовности и живой плоти, он призван вселять в человека веру в жизнь и бодрость, несмотря на все жизненные разочарования и вопреки им.
В Японии сложились правила демонстрации бонсай, которые используются в настоящее время во всём мире, особенно на выставках и в общественных местах.
Бонсай можно демонстрировать как одиночное растение (или фрагмент ландшафта) на специальной подставке, высота которой определяется стилем самого бонсай.
Но самое сильное впечатление на зрителей производит художественная композиция из нескольких бонсай и декоративных элементов. Композиция может быть развёрнутой, демонстрирующей красивый природный вид, и очень лаконичной, передающей только настроение художника.
Совершенствование прекраснее, чем совершенство; завершение полнее олицетворяет жизнь, чем завершённость. Прелесть недосказанности – это та красота, которая лежит в глубине вещей, не вырываясь на поверхность. Её может вовсе не заметить человек, лишённый вкуса или душевной чуткости.
Тайна японского искусства состоит в том, чтобы вслушиваться в несказанное, любоваться невидимым.

Источники: www.bonsa.ru/bonsa/story/4.php www.bonsa.ru/bonsa/story/10.php


Немного найденных фоток

@темы: Япония, Ссылки, Статьи